Menu

Негативные оценки контроля на польско-российской границе

«Решение Таможенной палаты о тщательных проверках лиц, пересекающих польско-российскую границу свыше 10 раз в месяц, ограничивает право на свободное перемещение», – следует из юридического мнения, подготовленного по заказу властей приграничного Голдапа.

Представитель Таможенной палаты в Ольштыне Рышард Худы сказал в понедельник, что не будет комментировать юридического мнения. Добавил лишь, что таможенная служба действует согласно закону.

Выполнение юридической экспертизы заказал в одной из канцелярий бургомистр Голдапа Марек Мирос, после того, как таможенники ограничили в мае этого года массовый ввоз в Польшу дешевого российского топлива. Топливо привозили путешественники, пересекающие границу с российской Калининградской областью, согласно правилам малого приграничного передвижения. Бургомистр уже огласил свое мнение.

Юристы оценили в нем, что решение Таможенной палаты Ольштына о введении тщательных проверок для лиц, пересекающих границу чаще 10 раз в месяц, является бесправным, потому что ограничивает право на свободное пересекание границы.

Как написали юристы в своем документе – сутью международного соглашения, заключенного с Российской Федерацией, была возможность свободного, неограниченного пересекания границы жителями приграничной зоны, с целью привлечения граждан для интенсификации взаимных контактов.

«Целью соглашения об МПП является возможность жителям приграничных зон по объяснимым причинам экономического, общественного, культурного и семейного характера, возможность пересекания внешних границ ЕС простым способом, то есть без чрезмерных административных ограничений, часто, а также регулярно», - считают юристы.

«В данном вопросе таможенный орган, вводя тщательный контроль для лиц, пересекающих границу свыше 10 раз в месяц, по существу произвел ограничения свободы передвижения людей. Так называемая «новая интерпретация законов» является скрытым методом введения подозрения касательно торгового предназначения привозимых товаров, которая остается полностью противоречащей законам страны и Евросоюза. Вопреки утверждениям таможенного органа, частота пересечения границы не может быть равнозначна торговым целям перевозки топлива через границу», - оценили юристы в экспертизе.

Мирос, помимо юридического мнения, прислал также письмо, в котором написал, что «следить и наказывать нужно тех, у кого доказано нарушение закона, в том числе таможенного и иных законов, регулирующих общественную жизнь».

«Остальных нужно трактовать согласно принципу подразумевания невиновности. Такие действия будут восприниматься жителями, как отвечающие закону. Будут полезны также для местной экономики», - написал бургомистр.

Мирос напомнил, что Голдап, находящийся в приграничной зоне, многие годы занимал непочетное первое место, если говорить о степени безработицы в стране; в середине 90-х годов оно достигало почти 45%. Жители этой территории почувствовали это особо сильно.

Как оценил бургомистр, расширение пограничного перехода в Голдапе и введение год тому назад принципа малого приграничного передвижения спровоцировали «радикальное увеличение числа пересекающих границу, а что за этим идет – повышение уровня жизни жителей, который до сих пор значительно ниже среднего по стране».

По словам Мироса, «чрезмерные и несогласные с законом запреты в отношении пересекающих границу поляков, вместо того, чтобы приносить в бюджет государства дополнительные прибыли, могут спровоцировать, что эти доходы упадут, а расходы на социальные цели в районах, затронутых структуральной безработицей государства будут расти».

Жители приграничных территорий, используя то, что топливо в Калининградской области двукратно дешевле, массово привозили его в бензобаках своих автомобилей, чтобы потом перепродать дороже. Таможенная служба, желая ограничить ввоз топлива, признала, что привоз товаров без оплаты налогов и акциз должен иметь периодический, редкий характер, а не массовый. Для этого она ввела правило, что путешественник может по правилам МПП пересечь границу только 10 раз в месяц, привозя при этом топливо в бензобаке автомобиля и в 10-литровой канистре, а если пересечет границу 11 раз в месяц, то должен доказать, что его поездка не имела коммерческого характера. Если он этого не сделает, то должен будет заплатить необходимые налоги и акцизы, а также топливную оплату: в общей сложности единоразово от 200 до 270 злотых.

Как пояснял в мае Худы, обострения, касающиеся привоза топлива, возникли после распоряжений Министерства финансов об охране внешней границы ЕС. Он говорил тогда, что из наблюдений таможенников следует, что большинство водителей из Вармии и Мазур, а прежде всего из приграничных повятов, пересекают границу с Россией лишь для того, чтобы доехать до ближайшей бензозаправки, и после заправки топливом вернуться в Польшу. Литр дизельного топлива стоит там около 30 рублей, то есть 3 злотых.

Согласно законам, ввезенное топливо должно быть использовано только для того автомобиля, в котором было ввезено. Нельзя его сливать или перепродавать. Однако, большинство путешествующих зарабатывает на перевозке российского топлива. По словам собеседников, лица, регулярно перевозящие топливо, продают его своим постоянным клиентам или оставляют для «оптовиков», которые держат нелегальные заправочные станции неподалеку от границы. Водитель, который ездит за топливом несколько раз в месяц, может заработать на его перепродаже до 1 тысячи злотых.

В прошлом году польско-российскую границу с Калининградской областью пересекло около 1,2 миллиона легковых автомобилей, 85 тысяч грузовиков и 18 тысяч автобусов. Таможенники не ведут статистику касательно легального ввоза топлива в Польшу в баках частных автомобилей.

Ссылка на источник

добавить на Яндекс